Об образовании

Я никогда не позволял, чтобы мои школьные занятия мешали моему образованию. Марк Твен

Мы учимся всю жизнь, не считая десятка лет, проведенных в школе. Габриэль Лауб

Сила правительства держится на невежестве народа, и оно знает это и потому всегда будет бороться против просвещения. Пора нам понять это. Лев Николаевич Толстой

Сэр Эрнест Резерфорд, президент королевской академии и лауреат Нобелевской премии по физике, рассказывал следующую историю.

Некоторое время назад коллега обратился ко мне за помощью. Он собирался поставить самую низкую оценку по физике одному из своих студентов, в то время как этот студент утверждал, что заслуживает высшего балла. Оба, преподаватель и студент, согласились положиться на суждение третьего лица, незаинтересованного арбитра; выбор пал на меня.

Экзаменационный вопрос гласил: «Объясните, каким образом можно измерить высоту здания с помощью барометра».

Ответ студента был таким: «Нужно подняться с барометром на крышу здания, спустить барометр вниз на длинной верёвке, а затем втянуть его обратно и измерить длину верёвки, которая и покажет точную высоту здания».

Случай был и впрямь сложный, так как ответ был абсолютно полным и верным! С другой стороны, экзамен был по физике, а ответ имел мало общего с применением знаний в этой области.

Я предложил студенту попытаться ответить ещё раз. Дав ему шесть минут на подготовку, я предупредил его, что ответ должен демонстрировать знание физических законов. По истечении пяти минут он так и написал ничего в экзаменационном листе. Я спросил его, сдаётся ли он, но он заявил, что у него есть несколько решений проблемы, и он просто выбирает лучшее.

Заинтересовавшись, я попросил молодого человека приступить к ответу, не дожидаясь истечения отведённого срока. Новый ответ на вопрос гласил: «Поднимитесь с барометром на крышу и бросьте его вниз, замеряя время падения. Затем, используя формулу L = (a- t²)/2, вычислите высоту здания».

Тут я спросил моего коллегу, преподавателя, доволен ли он этим ответом. Тот, наконец, сдался, признав ответ удовлетворительным. Однако студент упоминал, что знает несколько ответов, и я попросил его открыть их нам.

«Есть несколько способов измерить высоту здания с помощью барометра», начал студент. «Например, можно выйти на улицу в солнечный день и измерить высоту барометра и его тени, а также измерить длину тени здания. Затем, решив несложную пропорцию, определить высоту самого здания».

«Неплохо», сказал я. «Есть и другие способы?»

«Да. Есть очень простой способ, который, уверен, вам понравится. Вы берёте барометр в руки и поднимаетесь по лестнице, прикладывая барометр к стене и делая отметки. Сосчитав количество этих отметок и умножив его на размер барометра, вы получите высоту здания. Вполне очевидный метод».

«Если вы хотите более сложный способ», продолжал он, «то привяжите к барометру шнурок и, раскачивая его, как маятник, определите величину гравитации у основания здания и на его крыше. Из разницы между этими величинами, в принципе, можно вычислить высоту здания. В этом же случае, привязав к барометру шнурок, вы можете подняться с вашим маятником на крышу и, раскачивая его, вычислить высоту здания по периоду прецессии».

«Наконец», заключил он, «среди множества прочих способов решения проблемы лучшим, пожалуй, является такой: возьмите барометр с собой, найдите управляющего зданием и скажите ему: «Господин управляющий, у меня есть замечательный барометр. Он ваш, если вы скажете мне высоту этого здания».

Тут я спросил студента – неужели он действительно не знал общепринятого решения этой задачи. Он признался, что знал, но сказал при этом, что сыт по горло школой и колледжем, где учителя навязывают ученикам свой способ мышления.

Студентом этим был Нильс Бор (1885-1962), датский физик, лауреат Нобелевской премии 1922 года.

Итак, что же такое образование, не важно где, в современной России, в СССР или где бы то ни было в мире.

Образование в современном мире есть ни что иное, как ДРЕССИРОВКА человека под заданные стандарты. Стандарты эти устанавливает тот, кто за этим образованием стоит. А как известно, те виды обучения, которые в обществе принято называть средним (школа) и высшим (университет) образованием, предоставляет нам ГОСУДАРСТВО.  Следовательно, государство и устанавливает те виды стандартов, под которые нас нужно подогнать за 10 лет в школе и за 5 лет в университете. Что же это за стандарты? Как не сложно догадаться, стандарты эти должны отвечать основному требованию – они должны быть ВЫГОДНЫ государству!

Здесь сделаем небольшое отступление. Выгодно государству, это НЕ значит – выгодно стране и уж тем более народу, в этой стране проживающему. За понятием государство скрывается не машина по управлению или угнетению одних другими, не мифическая организация кого-то с кем-то на некой территории, объединённых чем-то общим. Государство – это ЛЮДИ, которые назвали себя «государством». «Государство – это Я», как сказал Людовик XIV. Соответственно, выгодно государству – это выгодно людям, и только им одним, стоящим во главе данного государства. А какая основная задача у людей, находящихся у власти? Во все времена и где бы то ни было, люди, пришедшие к власти, одержимы лишь одной целью – УДЕРЖАТЬСЯ У ВЛАСТИ! И этой цели подчинено всё, все их действия, все их помыслы. Все принимаемые законы и подзаконные акты направлены исключительно на укрепление власти. Укрепление в глазах тех, кому её навязали.

Но вернёмся к образованию. Как Вы уже понимаете, люди пробиваются во власть совсем не для того, чтобы дать обществу знания и как-то улучшить жизнь подданных. Во власть идут лишь потому, что ХОЧЕТСЯ власти, и только её одной. Но власти самой по себе не бывает. Власть – она всегда над кем-то. В масштабах государства – это власть над целым народом, в данной стране проживающем. И чем лояльнее народ относится к власти, тем эта власть долговечней. А как эта лояльность формируется? Она ВОСПИТЫВАЕТСЯ. Но если взрослого человека, со сложившимся мировоззрением, перевоспитать на что-то уже достаточно сложно, то, как нетрудно догадаться, в роли воспитуемых здесь должны выступать дети. Соответственно, приходим к выводу, что со времён зарождения государственности, как института власти сплочённого меньшинства над разрозненным большинством, первоочередной задачей государства было – взять под контроль процесс воспитания детей. Воспитания в духе полного подчинения системе, с дальнейшим замыканием творческого потенциала на поиск своего места в данной системе, с последующим формированием стиля мышления исключительно в рамках стандартов системы, с неспособностью видеть и понимать что-либо за её пределами, и как итог, полное неприятие всего, что ей противоречит и яростная защита от посягательств на её стандарты. Винтик системы сформирован и выпущен в эксплуатацию. Дрессировка прошла успешно.

Как же это происходит? Нужно ведь ещё создать условия, чтобы родители добровольно отдавали своих детей на воспитание государству. В прошлые века с этим успешно справлялась религия, с её церковно-приходскими школами. Религия – идеальный инструмент управления поведением и подавления воли. Религиозный человек, с присущим ему смирением и покорностью, представляет собой эталон лояльного отношения к любой власти, которой «нет не от бога». В 20 веке, когда влияние церкви ослабло, а необходимость в дрессировке лояльности подданных никуда не делась, ей на смену пришла система дошкольного, среднего и высшего воспитания. И назвали её – системой ОБРАЗОВАНИЯ.

Образование – это когда берут людей с гигантскими различиями по уровню творческих способностей и ваяют из них одинаковые болванки, подгоняя под единый стандарт. Когда с младенчества детей учат ходить строем, а в туалет по расписанию; когда, познающего жизнь в движении, ребёнка, ловят на бегу и насильно сажают за парту, накладывая кучу запретов. Не бегать, не разговаривать, не смеяться, не высовываться, быть как все.

Вышколенный человек – вымуштрованный, выдрессированный, приученный к строгому порядку и соблюдению установленных норм и правил поведения. Вышколенный – от слова «школа». Школа – место, где дрессируют детей. Где в процессе дрессировки, ребёнку успешно блокируют все данные ему природой способности, с помощью БАЛЛЬНОЙ системы концентрируя весь его творческий запал на развитие лишь одного рефлекса – желание быть оценённым. Где пресекают любое сопротивление догматам, а тягу к знаниям заменяют зубрёжкой скучной ерунды, вызывая отвращение к самому процессу обучения. Происходит подмена понятий и сбитие ориентиров на ложные цели, в сознании ребёнка формируется установка, что конечная, а значит ГЛАВНАЯ цель обучения – получить максимально высокий балл за проделанную работу. Усвоение самих знаний, приобретение каких-либо навыков, развитие способностей становится вторичным по отношению к главной цели – ЦИФРАМ в дневнике, аттестате, зачётной книжке, дипломе, зарплатной ведомости… Всё это наносит неизгладимый отпечаток на всю последующую жизнь человека, когда люди с детских лет обучаются врать, изворачиваться, льстить и лицемерить ради награды, сначала от учителей в виде оценок, затем от начальника в виде зарплаты.

Из счастливого, радующегося жизни ребёнка, человек постепенно превращается в послушного раба системы, со стандартным набором потребностей и желаний. И чем лучше и прилежнее человек учился, тем более закабалённое будущее он себе обеспечил. Обучаясь зубрить параграфы, человек развивает не мозг, а усидчивость и готовность всю жизнь заниматься ненавистным делом, потому что здесь так заведено. Попадая в школу, с её казарменной, рейтингово-балльной системой дрессировки, ребёнок быстро теряет интерес к учёбе и продолжает корпеть над учебниками лишь из-за страха наказания за плохую успеваемость и радости от похвалы за хорошие оценки.

Если десятилетняя дрессировка школой прошла успешно и нужные (государству) рефлексы сформированы, вышколенный выпускник принимает добровольное желание продолжить обучение (дрессировку) в институте, движимый новой целью – получить своё место в системе и быть как все. Поступая в институт, человек осознанно выбирает жизнь по стандарту, готовясь к карьере наёмного сотрудника, работающего на зарплату. Как любят говорить руководители отделов кадров крупных компаний: «Мы любим людей с высшим образованием потому, что они могут заниматься пять лет работой без перспектив и повышений».

Самое печальное, что люди даже не понимают, каким дерьмом засоряют их мозг в высших учебных заведениях, втаптывая в пыль остатки их внесистемного мышления. Куда идут ради достижения заветной цели – звания человека с «высшим образованием» на бирже труда. Человек добровольно тратит пять лет своей жизни на просиживание в душных аудиториях, развивая навыки письма под диктовку и зубрёжку ответов на экзаменационные вопросы, не потому что хочется, а потому что ТАК ПРИНЯТО.

При этом, многие могут возразить, что студенческие годы, это их самая яркая пора, о которой они вспоминают с удовольствием. Да, тёплые воспоминания о времени, проведённом в школе или в университете есть практически у каждого человека, НО воспоминания эти никак не связаны с самим процессом обучения. Всё дело в том, что молодость, на которую приходится время учёбы в различных образовательных учреждениях, сама по себе является самым ярким и эмоционально насыщенным периодом в жизни каждого человека. Общение со сверстниками, новые знакомства, первая любовь, участие в различных околостуденческих мероприятиях, совместные отжиги с друзьями, всё это оставляет неизгладимый шлейф красочных воспоминаний о том прекрасном времени, которое люди ошибочно ассоциируют с учёбой в университете. Происходит типичная подмена понятий, когда после варки «каши из топора», в памяти остаётся лишь топор, который по факту, к самой каше не имел НИКАКОГО отношения. Но если в одноимённой сказке вокруг пальца обводят скупую старуху, над которой мы все смеёмся, то в жизни, в роли обманутых старух выступают обычные люди, при этом смеётся уже кто-то другой…

И что сейчас со всеми этими светлыми головами в комплекте с красными дипломами? Которые годами вырабатывали навыки зубрежки и ответов на вопросы по программе, с подлизыванием, вылизыванием и заискиванием? Где их миллионы, успешные проекты, гениальные открытия, мировая известность, слава и почёт? Почему-то рвутся вперёд раздолбаи первого класса. Те самые, которые прогуливали уроки, учились отмазываться с детства, искать недостатки системы, придумывать новые варианты решения задач, каждый день тренируя свой мозг и развивая стратегическое мышление.  Именно они не забивали себе голову кучей ненужных и бесполезных знаний, а просто учились каждый день, общаясь с людьми. Это те самые люди, которые знают очень мало правил, поэтому делают, что приходит в голову, а не то, что правильно и нужно.

Мозг человека тренируется не запихиванием в него кучи ненужной информации, не решением задач по заданному алгоритму, и даже не чтением книг, а регулярным поиском НЕСТАНДАРТНЫХ решений, НОВЫХ ответов на вопросы, придумыванием КРЕАТИВНЫХ идей, лежащих вне рамок системы. Именно с таким подходом у человека развивается творческое, аналитическое и стратегическое мышление, позволяющее ему выделяться из серой массы и достигать в жизни значительных высот.

Но высот этих достигают лишь единицы. Почему так происходит? Да потому что всё в нашем мире, начиная с образования, намеренно усложняется. Главная причина неудач современных людей в том, что всему простому и очевидному они придают настолько сложную наукоемкую форму, что львиная доля их жизненных ресурсов уходит сначала на глубинное осмысление конкретного предмета, а затем на поддержание ореола сложности данного предмета в глазах окружающих, и так постоянно. Почему они не добиваются адского успеха в жизни? Потому что – это «СЛОЖНО»! Их так учили в школе, им так говорили родители. Чтобы много зарабатывать, нужно много учиться и много работать. И вот они сначала много учатся в школе, потом в университете, особо «продвинутые» получают по 2-3 высших образования, и всю оставшуюся жизнь много работают – на тех, кто учился мало.

Всё гениальное просто, — крылатая фраза, из которой вытекает следующее – за намеренным усложнением всегда прячется глупость. У нас почему-то принято о простых вещах говорить сложными словами. Вы только посмотрите до каких пределов всё в нашей жизни усложняется, как много льётся ненужной воды, засоряющей нам мозг. Чтобы донести до людей информацию, умещающуюся в короткой статье, пишутся книги на сотни страниц с обильным «размазыванием дерьма по столу». Люди впустую тратят годы своей жизни на получение диплома о высшем образовании, притом, что знания, которые им действительно нужны для освоения специальностью, можно легко получить за пару месяцев, пройдя специализированный тренинг. Ведь любая наука проста сама по себе, всю сложность ей придают сложная в понимании простых людей терминология, и плохие специалисты, которые водят людей за нос, придавая себе большей значимости, усложняя простые вещи. Может быть слишком уж точные науки и требуют высокой степени концентрации и глубинного изучения, но даже это нельзя утверждать, ведь система обучения у нас также слишком усложнена. Очевидно, что усложнение простых вещей выгодно именно тем, кто их собственно и усложняет, делая это обдуманно и целенаправленно. Но как только мы начинаем понимать, что многое в нашей жизни до безумия просто, то мы совершенно иначе начинаем на неё смотреть.

Взять к примеру деньги, которые нужны всем, и которых большинству не хватает. Чтобы люди как можно меньше понимали принцип происхождения денег и законы их умножения, чтобы вообще не задумывались над смыслом того, что они делают, деньги и их добывание превратили в самую настоящую науку. Вы только посмотрите насколько сложно по своей структуре финансовое образование, какая технически сложная подготовка у финансистов, экономистов и бухгалтеров, которые работают над тем, что по сути не имеет значения.

Чем проще вы смотрите на жизнь, тем больше вы сможете от неё получить, просто потому, что вам не придется ходить по лабиринту сложных идеологических умозаключений, который для вас выстраивают другие люди. Любой человек может и должен развиваться разносторонне, осваивая все сферы человеческой деятельности, никакая область не должна быть для него тёмным лесом. В принципе так когда-то и было, пока разделение труда не стало делиться на паразитический труд и труд как таковой. Возможности человека, понимающего суть вещей, выше возможностей того, кто видит себя лишь в определенной узконаправленной деятельности. Нас с детства учат не лезть туда, куда нам якобы не следует лезть, и что каждый должен заниматься своим делом, на которое нужно много учиться. Ожидание сложности ставит у человека в голове барьер перед любой деятельностью. Сложно, значит требует усилий, а то и вовсе таланта, некого природного дара, данного не всем. Если для вас что-то сложно, это не говорит о том, что та или иная деятельность сложная сама по себе, это говорит именно о том, что это сложно конкретно для вас. И так же как одни люди всё намеренно усложняют для других, также можно всё усложнить для самого себя, чтобы просто найти оправдание своему бездействию, причём оправданию в своих собственных глазах.

В этой жизни многие вещи поддаются пониманию и на почти все свои вопросы, вы в принципе сами ЛЕГКО можете найти ответы, если будете их искать. Стоит только логически подумать над чем-либо, и вы получите все необходимые вам ответы на большинство своих вопросов. А когда человек понимает, насколько всё на самом деле просто, то разумеется и поведение его становится другим, он начинает делать то, что ранее считал невозможным. Стоит лишь логически подумать…

ДайлетЪ

19.03.2017

About the Author

Добавить комментарий